СТАРОЖИЛОВСКИЕ ЛОШАДИ
 
 
Пятница, 17.05.2024, 12:03


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS




Добавить в Избранное
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Меню сайта




200



Форма входа



Статистика
     
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


<
Главная » Статьи » О русской верховой

Из истории русской верховой породы

Исторический очерк формирования и преобразования русской верховой породы лошадей

30 апреля 2003
Начало двадцатого столетия в коннозаводстве России ознаменовалось созданием двух пород верховых лошадей. Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, выдающийся государственный деятель и военачальник екатерининского периода, стал создателем одной из них. Путем сложного воспроизводительного скрещивания лошадей арабской, чистокровной верховой, азиатских (видимо, в основном туркменских) и европейских полукровных пород он вывел новую породу, получившую впоследствии его имя.
Автор: Парфенов В.А., к.с.-х.н., зав. каф. коневодства МСХА

В скрещивании были использованы лошади следующих пород:
- арабская - девять импортированных кобыл и жеребцы: Сметанка, Алибей, Араб 1, Горностай 1, Феникс 1 и Старик;
- чистокровная верховая - жеребцы: Акут и Дедалюс и кобылы, преимущественно рожденные в России;
- испанская и липпицианская - кобылы Хорошовского конного завода и импортированные;
- азиатские (персидские, турецкие и туркменские) - жеребцы; Салтан, Шах, Дракон и серый из Армении и пять кобыл;
- датская - несколько кобыл и жеребец Красавец из королевского Фредериксборгского завода;
- кобылы мекленбургские и неаполитанские, имевшие общий испанский корень.
Особую роль в создании этой породы сыграли два восточных жеребца: светло-серый арабский Сметанка и бурый Салтан, происхождение которого не столь ясно. В заводских книгах Хреновского конного завода Салтан значился арабским, но ряд особенностей его типа и экстерьера, отмечавшиеся современниками, дали основание профессору В.О.Витту отнести этого жеребца к лошадям среднеазиатского происхождения, возможно туркменского. Заметную роль в формировании породы сыграл и чистокровный жеребец Дедалюс, основавший свою линию.
Орлов имел своей целью выведение породы одинаково годной и для парада, и для манежа, и для строевой кавалерийской службы - универсальной верховой породы, обладающей при этом и блестким, правильным экстерьером. Варианты скрещиваний, использованных в Хреновском конном заводе для достижения поставленной цели, были довольно различны. Однако большая их часть не имела настоящего успеха. Так, пришлось отказаться от сочетаний европейских полукровных лошадей с чистокровными верховыми. Более успешным было скрещивание персидских жеребцов Шаха и Дракона с кобылами испанского комплекса. В этих сочетаниях не удалось получить настоящего жеребца заводского значения, но было получено много прекрасных кобыл, ставших затем основой в создании орловской верховой породы.
Подлинным успехом А.Г. Орлова стало использование восточных жеребцов - Сметанки и Салтана. Оба жеребца смогли дать только по одной, да и то очень маленькой, ставке жеребят. Условия суровой русской зимы оказались для них губительными. От Сметанки получили четырех жеребчиков и одну кобылку, от Салтана - трех сыновей и одну кобылку. И даже из столь малочисленного материала, умелой работой Орлов и его сподвижники смогли получить родоначальников новой верховой породы, а от Сметанки и новой рысистой - орловского рысака.
Сын Сметанки и чистокровной английской кобылы, дочери Бабраама, Фелькерзам I стал одним из основных жеребцов в создании породы, его имя прослеживается по прямой мужской линии в родословных русских верховых лошадей до начала нашего столетия. Современники характеризовали Фелькерзама как лошадь красивую и сильную. Наиболее ярким и желательным по типу и верховым качествам жеребцом завода стал в тот период сын Салтана I - Салтан II от арабской кобылы Гульливой. Тип и рисунок Салтана I, а также его темперамент и способности в езде, видимо, настолько пришлись по душе Алексею Орлову, что всех его сыновей он также назвал Салтанами, разделив только номерами.
Получив двух жеребцов, в большой мере удовлетворявших требованиям заводской работы, Орлов не пошел по пути повторения этих удачных породных сочетаний, но предпочел использовать Фелькерзама и Салтана II в новых сочетаниях, в основном с кобылами ранее полученных азиатско-европейских комплексов.
Лучшей лошадью верхового отделения Хреновского конного завода того периода стал жеребец Свирепый I, он же "графский", полученный от Салтана II и выдающейся заводской кобылы Уютной. Свирепый действительно воплощал в себе все лучшие черты той модели, которая была заложена в планах работы Орлова. Долгое время он был любимой верховой лошадью графа и оставил многочисленное и исключительно ценное потомство. В подборах к Фелькерзаму преобладали кобылы с азиатской кровью, дочери и внучки Шаха и Дракона.
Анализируя методы селекционной работы по созданию орловской верховой лошади, следует отметить, что в ней почти не применялся метод близкого инбридинга, характерный при выведении многих других пород. Это обеспечило возможность продолжительной и успешной селекции в относительно ограниченном производящем составе завода. Интересны и подходы к оценкам лошадей при комплектовании этого состава. В.О.Витт в своей книге "Из истории русского коннозаводства" так описывает требования к верховой лошади племенного назначения, свойственные работе А.Орлова: "Эта лошадь должна быть и в меру крупна, и резва, и сильна - "нестомчива", как говорили в старину, - способна носить большой вес (сам Орлов весил 9 пудов), и послушна, и понятлива, и добронравна, отличаться крепким здоровьем, обладать не только правильным во всех статях складом, сухими и прочными конечностями, но еще и легкими, эффектными и приятными аллюрами, быть гибкой, поворотливой, способной к манежной выездке под высшую школу, иметь бесконечно длинную, лентистую, гнущуюся кольцом шею, точеную высокопородную голову, и вообще должна быть блестка, породна и эффектна, как только может быть блестка, породна и эффектна верховая лошадь". И далее: "...Хреновской завод не только не приносил всего в жертву росту, но и не поступался в пользу росту решительно ничем, ни одной чертой экстерьера, ни характером, ни качествами движений лошади, ни какими-либо из ценных и многообразных ее способностей".
Решающее значение в работе с орловской верховой породой имела и технология воспроизводства и выращивания молодняка, которые сочетали в себе максимальное удовлетворение лошадей в кормлении и движениях на воздухе с закаливающим воздействием среды. По свидетельству В.И. Коптева, хреновские матки всю зиму содержались в варках под крытыми навесами и в сараях, и постоянно пользовались свободными движениями. Особенно тщательно проводился в Хреновском конном заводе тренинг и испытания молодняка в манежной езде. Только лошади, прошедшие эту нелегкую школу и показавшие высокие способности к дрессуре и верховые качества, могли быть зачислены в производящий состав завода. К 1802 г. порода орловских лошадей была создана. В Хреновском конном заводе стояли великолепные жеребцы: Свирепый II (Салтан II - Уютная), Фелькерзам IV (Фелькерзам - Федячиха), Свирепый I (Салтан II - Уютная). Эти лошади поражали современников своими формами, движениями, были поистине образцами совершенной верховой лошади.
Облик лошади орловской верховой породы особенно ярко передан в известных гравюрах Н.Е. Сверчкова, на которых мы видим лучших жеребцов завода первой половины XIX столетия: Яшмы, Глазунчика, Ашонка. Появление в конном заводе жеребца Яшмы I (рождения 1816 г.) венчало многолетний труд по созданию породы. Этот изумительный по своему типу орловский жеребец на многие годы стал ее символом и оставил многочисленное и очень константное потомство.
Четвертью века позднее Орлова начал свою коннозаводческую деятельность граф Федор Васильевич Ростопчин. Он не был удовлетворен результатами разведения лошадей в своем московском имении Вороново, и следуя примеру Орлова, который перевел свой конный завод из подмосковного Острова в более благоприятные условия Хреновского уезда Воронежской губернии, также обосновал конный завод в воронежских степях при селе Анна. В основу его работы было положено скрещивание арабских жеребцов с кобылами английской чистокровной породы. В меньшей мере применялось скрещивание с кобылами, выведенными с Кавказа и Дона. Основными производителями в Анненском заводе были арабские жеребцы: Каймак, Кади, Драгут и Ришан. В дальнейшей работе ограниченно были использованы жеребцы персидские, турецкие и английские чистокровные.
Ростопчинские лошади, выращенные в достаточно благоприятных условиях, тренировались и испытывались преимущественно в полевой работе и в гладких скачках. Эта система работы и соответствующей ей селекции наложили отпечаток и на тип и экстерьерные признаки ростопчинских лошадей. Они были в массе менее крупными, чем орловские (а последние имели рост в пределах 154 - 158 см), несколько более простыми, но несомненно очень дельными.
Одним из основных качеств этих лошадей была высокая резвость, показываемая в скачках. Так, серый ростопчинский жеребец Анубис успешно скакал на ипподроме в Лебедяни, обыгрывая даже чистокровных английских лошадей. Впоследствии он оказался и весьма ценным для породы производителем.
Основным назначением орловских и ростопчинских верховых лошадей было комплектование конского состава кавалерийских частей регулярной армии, преимущественно под офицерское седло. Высокие качества этих лошадей быстро завоевали широкую известность. Уже к началу военной кампании 1812 г. десятки конных заводов России производили прекрасную армейскую лошадь на основе орловской и ростопчинской пород.
Скрещивание арабских и чистокровных английских лошадей, ставшее основным в создании орловской и ростопчинской пород, практиковалось неоднократно и в других странах, с заметно большим успехом в конных заводах Франции. Однако закрепить его результаты и консолидировать полученные качества не удавалось. Создание российских пород верховых лошадей было в этом плане примером творческого подхода к породообразовательному процессу и успешного закрепления достигнутых результатов. В 1839 г. обе породы были относительно близки по составляющей их кровности, хотя и различались по использованным схемам скрещиваний

В породе заметную роль стали играть и жеребцы чистокровной английской породы, образовавшие ряд линий, наиболее значительной из которых стала линия жеребца Дедалюса. В ростопчинской породе сохранялся первоначальный баланс с практическим равенством арабской и английской кровностей. При этом полное преобладание в производящем составе лошадей линии Каймака безусловно уже тогда представляло серьезную опасность замыкания породы и вынужденных инбридингов.
И в Хреновском, и в Анненском конных заводах была отмечена достаточно высокая плодовитость лошадей, выход жеребят в них, по данным за ряд лет, был на уровне 70 проц.. В 1845 г. оба конных завода: Хреновской, наследников А.Г. Орлова, и Анненский, бывший в то время в собственности В.П. Воейкова, были куплены в казну и стали государственными. Поголовье орловских и ростопчинских лошадей было собрано в Хреновском заводе, где насчитывалось в то время 110 орловских и 76 племенных ростопчинских кобыл. Вначале обе породы велись раздельно, но вскоре было создано смешанное орлово-ростопчинское отделение, а в 1860 г. породы были объединены в одну, получившую название орлово-ростопчинской.
В породе в тот период выделились три мужские линии: Яшмы I (из старой линии Салтана), Фаворита I (из старой линии Фелькерзама) и Каймака (ростопчинских лошадей). Линии, восходившие к чистокровным верховым жеребцам, значительно уменьшили свое представительство в породе. В разведении с начала шестидесятых годов предпочтение отдавалось жеребцам орловского происхождения, но вскоре стали все шире использовать английских чистокровных, что повело к заметному изменению типа и верховых качеств производимой лошади.
В эти годы верховые лошади, выращиваемые в Хреновском конном заводе и в целом ряде частных заводов, уже зарекомендовали себя не только как отличные парадные и строевые, но и как улучшатели в деле производства массовой армейской строевой лошади. По свидетельству В.И. Коптева, в 1867 г. в случных конюшнях почти половина всех жеребцов относилась к сорту верховых орловских. Однако в работе с породой стал заметен и определенный спад, что потребовало принятия специальных мер для ее поддержания и сохранения. Рассматривая причины этого спада и заметного ухудшения качества орлово-ростопчинских лошадей того периода, В.А. Щекин и В.С. Гриц отмечали, что основными среди них были:
- неумелое применение вводного скрещивания с чистокровной верховой породой;
- излишние опасения в использовании родственных спариваний;
- отказ от верховых испытаний (жеребцы заезжались, но не испытывались, кобылы даже не заезжались);
- полный отказ от использования лошадей, рожденных в частных конных заводах (из соображений сохранения престижа).
Начиная с 1880 г. в работу с породой были внесены коррективы положительного характера - резко сократили использование чистокровных английских жеребцов и допустили к случке жеребцов из других заводов, в том числе арабизированных и стрелецких. В эти годы в Хреновском конном заводе 76 проц. кобыл имели чистое, консолидированное происхождение и 24 проц. происходили от английских жеребцов, в Стрелецком заводе - 37 проц. консолидированных кобыл и 63 проц. от арабских жеребцов и в Новоалександровском заводе (все заводы принадлежали государству) - консолидированного происхождения было 41 проц. кобыл, от арабских жеребцов 13 проц. и от английских - 44 проц..
В 1883 г. решением главноуправляющего государственным коннозаводством графа И.И. Воронцова-Дашкова все поголовье верховых лошадей Хреновского конного завода было переведено в конные заводы Беловодской группы, в основном в Лимаревский, где и начался новый этап работы с породой. В 1885 г. здесь уже было 5 жеребцов-производителей и 125 орлово-ростопчинских маток. В племенной работе в этот период наряду с чистопородным разведением допускалось и скрещивание с использованием чистокровных верховых и стрелецких жеребцов. Результаты этого скрещивания на фоне достаточно суровых условий содержания, при которых лошади большую часть времени проводили в открытых паддоках и лишь в морозы загонялись в легкие сараи, были малоудовлетворительными и практически не повлияли на породу.
В 1898 г. главноуправляющий Государственным коннозаводством Великий Князь Дмитрий Константинович, всегда особенно радевший о судьбе отечественной породы верховых лошадей, создал комиссию, которой было поручено разработать комплекс мер по сохранению и совершенствованию орлово-ростопчинской породы. Проведя детальное обследование поголовья лошадей этой породы в ряде конных заводов, члены комиссии в своем отчете указывали: "...в силу чего лошади этой породы, по отношению к вводимым в нее элементам сторонних кровей, обладают свойством улучшающей единицы, значение которой в равной степени распространяется на отца и мать". Комиссия предложила ряд мер, направленных на поддержание и дальнейшее развитие породы.
Основным принципом работы с этого момента стало чистопородное разведение с тщательным отбором лошадей по выраженности типа и верховым качествам. Производящий состав Лимаревского государственного конного завода был пополнен ценными лошадьми заводов Станкевича, Дервиза и Шуринова, здесь были заметно улучшены условия содержания и кормления. Началось составление племенной книги лошадей орлово-ростопчинской породы. Эти положительные меры дали основание князю С.П. Урусову писать в 1902 г.: "Теперь орлово-ростопчинские лошади разводятся в чистоте и есть полное основание предполагать, что будет время, когда вновь заговорят об этой прекрасной верховой лошади, как чистом типе". Однако внимание к породе со стороны государственных чиновников было недолгим, и с 1906 г. порода вновь выпадает из поля их зрения. Издание готовившейся племенной книги орлово-ростопчинцев не состоялось, и материалы ее были утеряны. Вместе с тем порода не угасла и нашла свое дальнейшее развитие в ряде частных конных заводов. Лучшим среди них был Дубровский конный завод Великого Князя Дмитрия Константиновича. Особенностью работы этого завода являлся скаковой тренинг и испытания молодняка, что давало определенный эффект в развитии интерьерных качеств лошадей. Выращенные в этом заводе лошади поступали исключительно в Петербург на комплектование лейб-гвардии конно-гренадерского полка.
Профессор М.И. Придорогин, проведя детальное изучение орлово-ростопчинской породы в Лимаревском и Дубровском конных заводах, отмечал, что в результате допущенных ошибок в племенной работе и не всегда достаточных условий содержания и уровня кормления, в породе у лошадей нередко отмечаются плосковатые ребра, "дудковатость берц" (круглая пясть) и наклонность к накостникам. Среди положительных сторон экстерьера лошадей он отмечал: длинную, нередко лебединого абриса шею, короткий пах (подвздох), хорошую поясницу и крепкие копыта. Он считал также, что "К положительным качествам этой породы должны быть отнесены: гармоничность сложения, нетребовательность к корму, добрый нрав и здоровье, хорошая плодовитость, нарядные, мягкие движения".
Признание орлово-ростопчинской породы как одной из лучших мировых пород лошадей было подтверждено выдающимися успехами ее представителей на международных конских выставках. Приводим, не претендующий на полноту список орлово-ростопчинских лошадей, получивших высшие награды на Всероссийских, Международных и Всемирных конских выставках:
1875 г., Москва - жеребец Любимец, первая премия и золотая медаль;
1892 г., Москва - жеребец Свирепый, первая премия и золотая медаль;
1894 г., Воронеж - жеребец Фронтовик, золотая медаль;
1896 г., Нижний Новгород - жеребец Представитель, большая золотая медаль;
1898 г., С.-Петербург - жеребец Баянчик, большая золотая медаль - жеребец Барчук, золотая медаль;
1907 г., Ростов-на-Дону - жеребец Воробей, большая золотая медаль;
1909 г., Полтава - жеребец Гранит Заветный, большая золотая медаль;
1910 г., Москва - жеребец Гранитик, золотая медаль, жеребцы Гетман и Гектограф - лучшие верховые лошади;
1913 г., Киев - кобылы Зурна и Загородка, золотые медали;
1867 г., Париж, Всемирная выставка - жеребцы Факел, Франт, Фазан, золотая медаль за группу, Факел - золотая медаль;
1893 г., Чикаго, Всемирная выставка - жеребец Приятель, лучшая верховая лошадь и золотая медаль, жеребец Приезд, первая премия;
1900 г., Париж, Всемирная выставка - жеребец Барчук, золотая медаль, жеребец Яшма
Приятный, большая серебряная медаль, жеребец Баянчик, золотая медаль, кобыла Боязнь, золотая медаль, золотая медаль за всю группу орлово-ростопчинских лошадей;
1912 г., Лондон - жеребец Воробей, первая премия.
Описывая впечатления от Всемирной конской выставки в Париже 1867 г., признанный российский ипполог В.И.Коптев писал о группе орлово-ростопчинцев: "Надобно видеть этих лошадей, чтобы понять тот восторг, который они произвели на публику", и далее: "Наши верховые орловские лошади, столь торжественно одобренные всеми 10000000 посетителей и официально признанные совершенством верховой лошади международной комиссией, наглядно разрешают собой вопрос о создании верховой лошади из англо-арабских элементов, в которой так удачно сгармонированы грация, гибкость аллюров миниатюрного араба с силой и размерами английского скакуна, что, таким образом, олицетворяет золотую середину, то есть идеал верховой лошади".
Особенно впечатляющей была группа орлово-ростопчинских лошадей на Всероссийской конской выставке 1910 г., где демонстрировалось 17 жеребцов и 8 кобыл этой породы. Своеобразие и константность типа породы были здесь исключительно наглядны. Анализируя результаты этого показа и характеризуя орлово-ростопчинских лошадей начала нашего столетия, известный русский ипполог Федор Николаевич Измайлов так сформулировал основные их свойства:
- общая гармоничность сложения, ясно выраженная кровность и красота;
- замечательная однотипность;
- способность давать однотипное потомство;
- неприхотливость к условиям содержания;
- способность хорошо держать тело;
- приспособляемость к разнообразным климатическим условиям;
- природная уравновешенность, облегчающая выездку по строевому;
- добронравие;
- нарядные, мягкие движения;
- способность быть хорошими косячными жеребцами.
Высокие качества орлово-ростопчинских лошадей привлекали к ним внимание коневодов многих стран. Так, имеются достоверные сведения о покупке и последующем племенном использовании группы жеребцов для государственных конных заводов Испании. 14 орлово-ростопчинцев были куплены в России по весьма высоким ценам для государственного коннозаводства Японии. Покупали этих лошадей и коннозаводчики других стран. Первая мировая и в особенности гражданская войны нанесли российскому коннозаводству тяжелейший урон. Конные заводы верховых лошадей, расположенные в южных районах страны, оказались в эпицентре военных действий и потеряли большую часть племенных лошадей. В орлово-ростопчинской породе остались единицы чистопородных животных. Более десяти лет эти лошади использовались в различных вариантах скрещиваний, в основном с жеребцами чистокровной верховой породы в целях получения высококровных лошадей.
Орлово-ростопчинские жеребцы заводского значения стояли производителями в госконюшнях и использовались на рабочих кобылах. Следует при этом отметить, что помеси, полученные от орлово-ростопчинских жеребцов в хозяйствах ряда областей Украины, в основном в Харьковской и Полтавской областях, по материалам проведенного там обследования, выгодно отличались своим развитием от приплода жеребцов чистокровной верховой породы.
Только в 1932 г. было решено начать работу по восстановлению породы. Первоначально остававшиеся чистопородные орлово-ростопчинцы и их помеси были собраны в Лимаревском конном заводе. Однако уже через два года все поголовье этих лошадей было переведено в Деркульский конный завод. Всего для разведения было собрано 165 лошадей, среди которых было 10 чистопородных лошадей (4 жеребца, 4 кобылы и 2 головы молодняка), 100 голов полукровных на различной основе и 3/4-кровных, 9 англо-арабских маток и 46 лошадей другого происхождения (в том числе неустановленного), которых по типу можно было отнести к орлово-ростопчинцам. В составе жеребцов были высококлассные жеребцы сыновья Ожерелка ( Перстень, Браслет, Баянчик, Бриллиант, Гранит, а также сын Изысканного Интерес. Из сохранившихся кобыл выделялись замечательным типом и экстерьером Союзница, Сельдь, Листовка и особенно Балалайка, а также полукровная Украинофилка.
Работа Деркульского завода с этой группой лошадей за короткий срок дала отличные результаты. Уже в 1939 г. на открывшейся в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке демонстрировались замечательные лошади русской верховой породы, как к этому времени стала именоваться порода орлово-ростопчинская. Чемпионом породы была признана кобыла Биология (Образчик - Балалайка), получившая высшую оценку экспертной комиссии - 79,7 балла. Высоко были оценены и ее полубратья - вороные красавцы Браслет и Баянчик. В последующие годы на ВСХВ демонстрировались также жеребцы: Букет, Красунь и Коралл, а также ряд кобыл. Лошади пользовались неизменным успехом у посетителей выставки и вызывали большой интерес у иностранцев. Так, за Браслета английские коннозаводчики предлагали 5 тыс. фунтов стерлингов, но жеребец продан не был.
Начало Великой Отечественной войны и скорый захват немецкими войсками территории Украины вновь повели к утрате почти восстановленной породы. Практически все поголовье русских верховых лошадей было вывезено в Германию, лучшие из них отправлялись самолетами. Кобыла Биология и жеребец Коралл были отправлены в личную конюшню Риббентропа. В последующем след этих лошадей затерялся. Лишь небольшая группа русских лошадей, находившихся в начале войны на Всесоюзной выставке, уцелела и позволила вновь начать работу по восстановлению породы.
Красногвардейский конный завод Свердловской области (поселок Талый Ключ) стал новой родиной для этих лошадей. Усилиями замечательного энтузиаста российского коннозаводства Андрея Андреевича Соколова в это хозяйство помимо привезенных с выставки лошадей стали поступать русские верховые со всех уголков страны. Из 77-го конного завода в отдельном вагоне была привезена единственная оставшаяся чистопородная кобыла Бегония. В Троицком зерносовхозе был найден превосходный караковый жеребец Фундатор, сын Образчика и арабской кобылы Филадельфии. Большой любитель и знаток лошадей Никита Ермолаевич Батовкин сумел разыскать и привезти в завод Браслета, Букета и Красуня, что давало уже подлинные основания для продолжения работы с породой. Впоследствии в Красногвардейский завод из-под седла маршала Тимошенко был привезен вороной жеребец Глобус.
Ставя задачу восстановления породы в сложнейших условиях военного времени и отстаивая эту свою позицию, Соколов говорил: "Что же нам оставалось делать? Сбросить со счетов истории эту отечественную породу и молча созерцать, как она угасает? Можем ли мы, именующие себя советскими конниками, и являясь патриотами своей Родины, стать на этот путь и допустить, чтобы лучшая в мире отечественная порода, составляющая нашу отечественную гордость, исчезла? Нет, не можем!"
Для комплектования производящего состава в Красногвардейский конный завод поступили полукровные русские лошади на рысистой основе, англо-текинские, арабские, терские кобылы и даже кобылы, полученные от русских верховых жеребцов и кобыл казахской породы. Основным принципом разведения стало поглощение всех перечисленных пород кровью русской верховой. Обратное скрещивание русских и полукровных маток с жеребцами арабской и чистокровной верховой пород применялось в весьма ограниченных размерах. Лучшие результаты в таком скрещивании были получены от русских жеребцов и англо-текинских кобыл. Первые выращенные в заводе лошади русской верховой породы (Бедуин, Топаз, Отрада) в полной мере соответствовали желательному типу и внушали уверенность в успехе дела. Полученные межпородные помеси в большинстве своем отчетливо проявляли черты русской верховой породы, что позволяло говорить о ее доминирующих свойствах.
В суровом климате Северного Урала коллектив 118-го конного завода сумел создать для русских верховых лошадей оптимальные условия воспроизводства и выращивания молодняка, которые обеспечили его полноценное развитие и формирование. В заводе была принята система скакового тренинга и испытаний. Первый скаковой сезон 1947 г. на Львовском ипподроме принес большой успех лошадям Красногвардейского завода. Была выиграна большая часть традиционных и именных призов для полукровных лошадей. Прекрасно скакали чистопородные русские верховые жеребцы Топаз и Бедуин.
Восстановление породы, которое можно уже было считать свершившимся фактом, было грубо и безосновательно нарушено решением руководящих коневодческих структур страны, в которых было немало противников этой отечественной верховой породы. Директивным указанием основное поголовье верховых лошадей Красногвардейского конного завода было переведено в Курсавский конный завод Ставропольского края. Здесь порода не нашла себе новой родины. Условия разведения были далеко не оптимальными, лошади много болели, плохо развивались и как результат реализация их была крайне неэффективной. Через два с небольшим года новый перевод, в Лабинский конный завод Краснодарского края. В те годы в этом заводе разводили преимущественно англо-арабских лошадей, что было в целом вполне совместимо с работой по восстановлению русской верховой лошади. Но конный завод был сразу же переориентирован на работу с чистокровной верховой породой, и русские верховые лошади в 1955 г. стали в массовом порядке реализовываться в окрестные зерноводческие совхозы. Большая часть их была продана в Армавирский, Незамаевский и Степнянский совхозы, откуда в короткий срок бесследно исчезла.
В этот период русские верховые жеребцы были использованы и в других конных заводах. Так, на Украине, в Запорожском конном заводе несколько ставок на кобылах венгерского происхождения дал жеребец Глобус. Два сезона на кобылах тракененской породы в конном заводе имени С.М. Кирова использовались жеребцы Букет и Красунь. Оставались немногочисленные русские лошади и в хозяйствах уральской зоны. Но все эти скрещивания не носили планового характера и не могли содействовать новому восстановлению породы. Только в 1978 г. по инициативе сотрудников кафедры коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии и при поддержке Главного управления коневодства и коннозаводства МСХ РСФСР в Старожиловском конном заводе была предпринята почти безнадежная попытка воссоздать русскую верховую породу.
Старожиловский конный завод к этому времени был в значительной мере разукомплектован переводом в Калининградский конный завод лучшей части производящего состава лошадей тракененской породы. Оставшиеся в заводе лошади после соответствующего отбора послужили первоначальной базой для новой работы. Для скрещивания было отобрано 23 тракененских (в основном это были дочери Наргиля), 12 англо-тракененских кобыл (все дочери Эфа, сына Фактотума) и 3 арабо-тракененские кобылы (дочери Тропика).
Комплектование производящего состава лошадьми требуемой породности шло очень трудно. Специальных ассигнований для этого не было, а экономическое положение Старожиловского конного завода было далеко не крепким. Тем не менее в первые годы работы в маточный состав завода удалось ввести 22 кобылы, несущие в себе кровь русской верховой (с кровностью от 1/8 до 3/8), 6 кобыл чистокровной верховой породы, 5 арабских, 4 ахалтекинских, 7 орловских рысистых, 3 терских и 6 кобыл других пород, по типу достаточно близких к требуемой модели русской верховой лошади.
Первым жеребцом, использованным в скрещивании в 1978 г., был гнедой арабский жеребец Пехотинец (Мохайед - Пташка). К следующей случке удалось с большим трудом получить жеребца Набега, сына лучшего производителя Александрийского конного завода Беспечного, сына Букета и тракененской кобылы Пластик. Приобретение и использование этого жеребца практически сразу показало, что тип и качества лошадей русской верховой породы у большинства помесей доминируют и проявляются даже во втором и третьем поколениях. На следующий год из Александрии был получен и потомок Глобуса - вороной жеребец Грохот, также сразу давший интересную ставку жеребят.
В последующем в состав жеребцов-производителей были введены полукровные жеребцы с русской верховой кровью: Гром, Кубатур, Имбирь, Барьер, Разбор, Гамбит, Грифель, чистокровные верховые: Колос, Торос, Габит, Гамлет, Румб, арабские: Капитолий, Мант, Антигон, ахалтекинские: Кервен, Конок, Агдам и Аю-Даг, использовался также русский рысак Игранный. Таким образом, в работе по воссозданию породы были использованы преимущественно лошади, имевшие кровь тех пород, которые в свое время и были основателями орловской и ростопчинской пород.
В первом плане работы по воссозданию породы, составленном на 1981 - 1986 гг., было предусмотрено три основных направления скрещиваний. Первое предусматривало сочетание жеребцов и кобыл, имевших кровность по русской верховой породе, преимущественно на уровне одной четверти. Это скрещивание имело целью расширение поголовья лошадей этой группы, а также получение животных с преобладанием черт воссоздаваемой породы. При этом допускался инбридинг, в основном в степенях III-III и II-III. Второй схемой скрещиваний было сочетание англо-тракененских кобыл с арабскими жеребцами и арабо-тракененских кобыл с жеребцами чистокровной верховой породы. Такое скрещивание в значительной степени повторяло путь работы Орлова, который использовал кобыл европейских полукровных пород, в том числе датских, весьма близких к тракененской породе, в сочетаниях с арабскими и англо-арабскими жеребцами. Третий вариант предусматривал использование в скрещиваниях с жеребцами, несущими кровь русской верховой породы, лучших по типу и другим качествам англо-тракененских кобыл, в основном дочерей Эфа. Все три этих направления оказались эффективными, особенно ценные лошади были получены в первом и третьем варианте скрещиваний. Необходимость расширенного комплектования маточного состава в первые годы работы не давала возможности вводить достаточно высокий плановый селекционный дифференциал. Вместе с тем его уровень между отобранными в маточный состав кобылками и остальной частью ставки составлял по среднему баллу бонитировки в 1982-1984 гг. в среднем +0,97, а по некоторым признакам (по масти и по работоспособности) значительно более одного балла.
Второй план работы Старожиловского конного завода (1987 - 1991 гг.) предусматривал как продолжение ранее намечавшихся скрещиваний, так и начало осуществления более сложных схем. Было начато и скрещивание с использованием ахалтекинских жеребцов и кобыл. В планируемых сочетаниях учитывался опыт работы на первом этапе. Активно продолжались скрещивания жеребцов, носителей крови русской верховой породы с англо-арабо-тракененскими кобылами, что стабильно давало положительные результаты. Использование жеребцов чистокровной верховой породы продолжало носить характер производства англо-арабо-тракененских и англо-рысисто-тракененских помесей в основном для комплектования маточного состава. Получение полукровных производителей такого плана не предусматривалось. Аналогичным было и планируемое сочетание жеребцов арабской породы, только уже с англо-тракененскими матками. Увеличивался масштаб консолидирующих тип сочетаний многопородных помесей с наличием русской верховой крови. Использование лошадей ахалтекинской породы планировалось достаточно разнообразным для определения их лучшей сочетаемости. Не предусматривалось этим планом дальнейшее использование жеребцов и кобыл рысистых пород (за исключением орловской рысистой кобылы Чутливой, давшей ценный приплод).
В отборе молодых кобылок в производящий состав планировалось сохранить общий уровень дифференциала в 0,9 балла бонитировочной оценки, предъявив при этом более высокие требования к отбору по масти, промерам и работоспособности. В селекционном процессе стала использоваться и система оценки жеребцов и кобыл по качеству потомства, с ограничением и выранжировкой лошадей с низкими оценками по этому показателю. Племенные подборы стали в большем проценте строиться на принципе однородности и консолидации желательных признаков. Ведущими жеребцами в этот период работы в Старожиловском конном заводе были: Имбирь (Беспечный - Изба), Грифель (Изгон - Газель), его родной брат Гамбит, а также арабский Капитолий и ахалтекинский Конок. Стала осуществляться планомерная работа по закладке мужской линии орлово-ростопчинского жеребца Букета через потомство Набега, Кубатура, Имбиря. Определились и лучшие заводские матки, от которых стали закладывать родственные группы с целью создания маточных семейств. В рассматриваемый период были сформированы и начали работу в общем русле воссоздания породы две племенные фермы: в учебном хозяйстве Тимирязевской сельскохозяйственной академии "Коробово" (Смоленская область) и в Урюпинской госконюшне (Волгоградская область).
Результаты выполнения плана этого периода работы в целом были положительными. В то же время по ряду установок не были достигнуты планировавшиеся показатели. Заметно снизился выход делового молодняка и не все ставки по промерам соответствовали требованиям разработанной контрольной шкалы. Высокие результаты были достигнуты в развитии спортивной работоспособности молодняка. Средняя оценка испытанных двухлетних лошадей составила 7,75 балла. Бонитировочная оценка лошадей производящего состава существенно повысилась. Процент кобыл, отнесенных к классу "элита", вырос до 94, против 73 в начале периода. Промеры кобыл к концу второго периода работы конного завода составили: 161,6-165,6-194,6-20,1, в начале периода они были: 161,0- 161,7-190,1-19,9. Заметно повысилась оценка за выраженность типа, сложение, работоспособность.
Продукция конного завода ежегодно успешно участвовала во Всесоюзных испытаниях молодняка лошадей полукровных пород спортивного направления.
Категория: О русской верховой | Добавил: BlackMoon (17.08.2010)
Просмотров: 2184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск


Календарь

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  •  
    КОНЕтоп Лошади и конный спорт

    Copyright MyCorp © 2024