Старожилово "...когда въезжал в районный центр Старожилово, внимание моё невольно приковывалось к комплексу построек из красного кирпича особенно к необычному для наших мест сооружению, напоминающее замок какого-нибудь средневекового немецкого барона. Декоративные башенки венчают стены, окна имеют стрельчатую форму с рустован ным обрамлением, главные ворота выделены небольшим выступом из линии стены с прямоугольным фронтоном и большим круглым окном в нем. По углам ворот и фронтона воздвигнуты декоративные башенки Нет, уважаемый читатель, это не замок, не дворец, это... конный двор, манеж. Если подумали, что здание приспособлено для конюшни, как нередко случалось со старинными строениями, то ошиблись. Сооружение создавалось как конный завод, где, кроме центральной конюшни с манежем, было несколько второстепенных построек: коровник, молокозавод, спиртзавод, кузница и другие утилитарные объекты. Вот уже 110 лет здания конного завода верой и правдой служат по назначению, ни в какие времена не изменяя ему. Архитектурные особенности их, конечно,— роскошь; конечно, они изобилуют, как теперь говорят, архитектурным излишеством; но и характеризуют владельца конного завода как знатока, любителя лошадей и, разумеется, состоятельного человека. Да, владелец старожиловского комплекса барон Павел Павлович Дервиз несомненно отвечал всем этим качествам. Он был не просто состоятельным, но очень богатым. И сильно любил лошадей, тяга к ним определила весь его жизненный путь. Вопреки желанию матери, он перешёл из гимназии в Николаевский кадетский корпус, готовивший кандидатов в кавалерию, после чего поступил в Николаевское кавалерийское училище — аристократическое учебное заведение, готовившее офицеров в кавалерию. В 1890 году по окончании училища Дервиз вступил корнетом в Гродненский гусарский полк. В полку его определили ремонтёром, и он занимался покупкой лошадей, объездил с этой целью многие конные заводы России и Польши, сделался тонким знатоком разных пород и стал мечтать о создании собственного конного завода. И не откладывал мечты в дальний ящик: ещё во время службы построил в своём рязанском имении Старожилово конный завод и военной карьерой не прельстился, в 1898 году вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. Из военной службы Павел Павлович извлёк все-таки пользу: укрепил своё физическое состояние, проникся интересом к преподаванию и хорошо изучил лошадей. Во всём остальном считал эти годы бессмысленно потерянными и не раз говорил: жив бы был отец, обязательно бы его выпорол и правильно бы сделал. Отец его барон Павел Григорьевич фон Дервиз накопил начальный капитал, он же создал в Старожилове образцовое хозяйство Покинув спокойную службу чиновника в Сенате в 1857 году, 0н деятельно включился в железнодорожное строительство, считавшееся тогда непрестижным, неприбыльным, «вертепом разбойников». Получив концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги, в марте 1865 года Павел Григорьевич вместе с инженером фон Мекком приступил к работе и завершил её в сентябре 1866 года. Учёный И.С. Блох писал: «Рязанско-Козловская железная дорога самым наглядным образом доказала, каких громадных барышей можно ожидать от постройки в России железных дорог при тогдашних концессионных ценах, особенно, если таковые находились в таких условиях, что постройка их могла быть окончена в короткий срок...». Дервиз положил в карман семь миллионов рублей, государство тоже оказалось в выигрыше. В компании с тем же Мекком он построил Курско-Киевскую железную дорогу. Журнал «Биржевые ведомости» так отзывался о деятельности Дервиза: «В техническом отношении и по своей эксплуатации обе эти дороги ставились в пример другим... Деятельность фон Дервиза была первым в России примером твёрдой и широкой постановки предприятия частной инициативы в железнодорожном деле». В короткое время Павел Григорьевич фон Дервиз получил такие дивиденды, что стал одним из самых богатых людей России, «железнодорожным королём», русским Монте-Кристо. Деньги вкладывал в недвижимость, покупая дома и учреждения таким образом, чтобы их деятельность была бы полезна дляразвития промышленности и улучшения быта россиян. В приказе начальника департамента Сената появилась запись: «Государь император по докладу моему 29 сентября всемилостивейше повелеть соизволили... в награду полезной деятельности Вашей по устройству железных дорог Рязанской и Козловской, особенно за скорое и добросовестное сооружение последней, считать Вас уволенным со службы с чином действительного статского советника...». Из сборника очерков "Рязанские усадьбы и их владельцы" «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» Анатолий Говоров Как проехать? Точные координаты можно посмотреть Вид на конный завод. Февраль 2007 года Вид на центр поселка. Место расположения Старожиловского Казанского храма до 1930 х годов. Спутниковый снимок поселка Старожилово Спутниковый снимок центральной части промышленно-усадебного комплекса Фон-Дервизов. На снимке основные объекты, представляющие историческую ценность, пронумерованы. Ниже по нумерации представленна фотогалерея комплекса. Съемка 1 мая 2007 года. 1- Конный завод
3-Водонапорная башня с хозяйственной пристройкой 4-Дом для рабочих промышленного комплекса
5-Строение для хранения карет и проживания прислуги. (В настоящее время жилой дом)
6-Деревянный амбар 7-Ледник
8-Спиртовой завод
9-Маслозавод и генераторная для поставки электричества для усадебно-промышленного комплекса.
10-Культурно развлекательный комплекс и коровник
11-Административное здание 12-дом для прислуги в усадьбе
13-Усадебный дом фон-Дервизов
14-Парк
15-Храм Петра и Павла
16-Усадебный пруд
17-Оранжерея
18-Монашеские кельи (останки переделанные под современные городские нужды) 19-Центральная часть поселка. Административное здание на месте бывшего Казанского храма
20-Типовые кирпичные крестьянские дома Главным сооружением комплекса является манеж. Это здание, несмотря на широту размаха, значительно уступает по архитектуре конному двору в Каргашине. Собственно готических элементов в нем гораздо меньше; к ним можно отнести лишь слегка заостренную форму оконных пролетов и их крупнорустованных обрамлений. В жилом доме к этому можно прибавить декоративные башенки с заостренными кровлями, что венчают верхний этаж. Вот, пожалуй, и все! А все остальное – это формы, свободно заимствованные из древнерусского зодчества, подчас заимствованные весьма свободно: зубцы, ширинки, декоративные столбики и прочее. И все это – из белого камня на кирпичном фоне, в духе московского, вернее – нарышкинского барокко. Сама композиция манежа традиционна. Это распластанный по горизонтали прямоугольник с отходящими от него под прямым углом крыльями. В отличие от ансамбля в Каргашине центр композиции не подчеркнут. Вместо центрального двухэтажного объема здесь находятся главные ворота, выделенные небольшим выступом из линии стены, с прямоугольным фронтоном над центральным проемом и большим круглым окном в нем. По углам ворот и фронтона воздвигнуты декоративные башенки. Гораздо более акцентированы по вертикали концы крыльев манежа. Здесь выделены двухэтажные, видимо, жилые блоки, перекрытые высокими древнерусскими кровлями. К этим объемам примыкают тоже двухэтажные (очевидно, тоже жилые) пристройки той же архитектуры, что и сам двор. |146| Таким образом, композицию старожиловского манежа можно рассматривать как некое соединение дворца в Сохе с дворцом в... Кирицах! Ведь в Кирицах центральное звено тоже не очень сильно выделено и завершено уступчатым фронтоном; здесь тоже обильно применены зубцы, декоративные башенки, крупная рустовка арок. Но, конечно, дворец – дворцом, а манеж – манежем. В Старожилове все эти формы применены стандартно, как бы «валовым порядком», в этом отношении здешний манеж гораздо прозаичнее каргашинского конного двора. Даже не очень верится, что проект такой монотонной постройки мог создать Ф. О. Шехтель, обладавший яркой фантазией. Проект датируется 90-ми годами XIX века, то есть он составлялся после проекта «кирицкого дворца». Тогда некоторое однообразие форм старожиловского конного двора можно отнести за счет невыработанности у Шехтеля соответствующей архитектурной концепции. Но все же мы должны признать, что это не эклектика, а определенное программное направление, очень интересное для понимания русской архитектуры конца XIX века и для истоков русского модерна. Здесь многое зависело от степени прочувствованности архитектурного образа. Ф. О. Шехтель, несомненно, долго вынашивал его, чего нельзя сказать про автора стоящего рядом двухэтажного жилого дома. Архитектура дома очень невыразительна. Крупнорустованные перемычки окон, зубчатый карниз, балюстрады, угловые навесные башенки ломаной формы, фронтон с башенками – все это хотя и выделено белым на темном фоне в духе древнерусских построек, но не придает дому ни древнерусской, ни вообще средневеково-романтической внешности. Он слишком казенен. Трудно допустить, что он создан Ф. О. Шехтелем. "В унаследованном поместье Павел Павлович замыслил разводить не только крупноплеменные породы, но и породистых верховых лошадей Не считаясь с затратами, он закупал элиту как в России, так и в Англии Бельгии, Польше. Коннозаводством занимался сам хозяин, разделив завод на три отделения: в Старожилове - верховое и рысистое, в Сохе и Ромоданове — тяжеловозное. Завод фон Дервиза имел высокую репутацию, опередив около ста заводов Рязанской губернии и России. К началу XX века у него числилось более 2500 лошадей разных пород. На Рязанском ипподроме в 1890-1913 годах учредили рысистый Приз фон Дервиза, Павел Павлович был избран вице-президентом Рязанского общества поощрения коннозаводства. Огромные деньги он тратил на перестройку усадьбы, создание комплекса интересных романтичных зданий. Комплекс был построен всего за шесть лет, с 1891 по 1897 год, и состоял из двенадцати зданий, среди которых жилые дома, церковь, летний театр. Все неуёмные фантазии хозяина воплощал один из лучших представителей московского модерна архитектор Фёдор Осипович Шехтель, автор усадебных строений в Кирицах Спасского уезда Рязанской губернии, которые принадлежали старшему брату Павла Павловича, Сергею Павловичу. Из сборника очерков "Рязанские усадьбы и их владельцы" «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» Анатолий Говоров "Все Дервизы были на редкость музыкальны. Павел Павлович был хорошим пианистом, писал романсы и фортепьянные пьесы. В начале августа 1898 года газета «Рязанские губернские ведомости» поместила заметку «Театр в имении фон Дервиза». В ней говорилось: «В имении П.П. фон Дервиза при селе Старожилово Пронского уезда, в роще, недалеко от села выстроен деревянный, крытый железом театр. В театре устроена сцена и зрительный зал на 150 человек; со сцены ведет лестница на верхний этаж, где помещаются уборные. Театр имеет де вять выходов наружу и освещается электричеством. Во время представ ления в театре будут находиться три пожарные машины. В настоящее время в театре идут репетиции оперы «Евгений Онегин», которую предполагается исполнить 21 августа. Участвуют в опере одни любители и семейство фон Дервиза». Из сборника очерков "Рязанские усадьбы и их владельцы" «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» Анатолий Говоров Могильный камень бывших владельцев имения до Фон-Дервизов "Старожиловский храм. Автор проекта (им был академик А. Ф. Красовский, хотя первоначальный проект принадлежит Д. И. Гримму). Здесь все древнерусское, буквально все. Но, как это повелось у русских архитекторов XIX века, придерживавшихся «национального курса», все это дано в довольно-таки вольном сочетании. Например, основной куб здания с круговой галереей подражает ростово-ярославской архитектуре XVII века, тип звонницы в виде одноарочной стенки заимствован из псковского зодчества, раскидистые лестницы на три стороны – из нарышкинского барокко, а увенчание всей этой грузной композиции легким фонарем обязано архитектуре XVIII века.Постройке нельзя отказать в пластичности; в целом она похожа на какое-то скульптурное произведение. " Из сборника очерков "Рязанские усадьбы и их владельцы" «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» Анатолий Говоров "Думается, настало время отдать должное памяти Дервизов, строителей железных дорог, коннозаводчиков, благотворителей, просветите лей. В Старожилове на конезаводе надо поставить памятник или мемориальную доску с данными об основателях его. Следует обозначить могилу выдающегося русского архитектора Красовского, построившего в Старожилове церковь Петра и Павла и похороненного тут же на церковном кладбище. Ничто доброе в истории не должно быть забыто, не должны быть забыты и дела русских патриотов с немецкой фамилией Дервизы." Из сборника очерков "Рязанские усадьбы и их владельцы" «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» Анатолий Говоров Большая благодарность Ираиде Ивановне Сопиной - местной жительнице, которая провела нам экскурсию по Старожилово. Многое показала и вспомнила из своей многолетней жизни в этом замечательном, историческом месте. Она вспомнила интересный факт, что во время войны рядом с конезаводом базировался военный аэродром. Самолеты прятали прямо возле стен завода и натягивали маскировочные сетки. Линия фронта проходила рядом, но немцы не бомбили Старожилово, видимо зная, что создал все это их соплеменник, да и достаться все может им в случае военных успехов. Старожиловский Конный Завод -история завода и усадьбы ЗАО "СТАРОЖИЛОВСКИЙ КОННЫЙ ЗАВОД"
Источник:http://Home Pages Михаила Максимова |