История конного завода. Старожиловский конный завод расположен в селе Старожилово в 50 км юго-восточнее г.Рязани и в 250км от Москвы, в живописном месте. До революции 1917 года имение пренадлежало одному из богатейших людей России, крупному концессионеру, строителю железных дорог Павлу Григорьевичу фон Дервизу. В русской прессе его называли "русским графом Монте-Кристо". После его смерти в 1881 году его огромное состояние унаследовала жена Вера Николаевна и старший сын Сергей, а в последствии имение Пронского уезда, в том числе и Старожилово, перешли к младшему сыну Павлу Павловичу фон Дервизу. В 1893 году на территории Старожиловского имения был основан конный завод. В 1894 году было выдано свидетельство №87 на освобождение жеребцов-производителей конного завода от обязанностей поставки в войска. На тот период числилось 8 жеребцов-производителей и 60 маток.Приплод составлял 38 голов на 100 маток. Основной задачей конного завода в 90-х годах 19 века было:"заменить местную рязанскую вершковую и 2-х вершковую лошадь на более крупную и сильную". С этой целью в завод стали поступать орловские рысаки (Павлин, Зарница, Сильвия). В 1889 году из Бельгии завезли 3-х брабансонов и купили 8 арденовских маток. Помеси брабансонов установили тип тяжеловоза в Старожиловском конном заводе. Павлу Павловичу фон Дервизу хотелось поработать на поприще верхового коннозаводства. В 1893 году были куплены чистокровный верховой жеребец, чистокровный арабский жеребец, 31 кровная арабская матка и 18 орлово-ростопчинских маток. В 1894 году был приобретён в полном составе самый крупный конный завод орлово-ростопчинский лошадей, в Англии приобрели 2-х первокласных чистокровных-верховых жеребцов и 2 читокровно-верховые кобылы. Весной 1896 года было открыто рысистое отделение (20 маток и 2 жеребца). 30 марта 1897 года у графа А.Н. Нимрода было куплено 8 чистокровных англиских маток с приплодом. В 1897 году Старожиловский конный завод имел 170 маток и 24 жеребца, состоял из 3-х главных отделов: верхового, рысистого и тяжеловозного. В 1903 году в заводе насчитывалось 2722 лошади всех половозрастных групп. Строительство всех сооружений проводилось в тетчении 6 лет : с 1891 по 1897г.г. Фасады строились в готическо-византийском стиле из красного кирпича с вставками белого. Архитектором сооружений был Фёдор Осипович Шехтель. С 1917 по 1920 год в конюшнях конного завода содержится конское поголовье запаса Красной Армии. В декабре 1919 года были сформированы первые рязанские кавалерийские курсы, переведённые к конце января 1920 года в село Старожилово. Одним из курсантов этих курсов был Г. К. Жуков- один из самых выдающихся военоначальников Великой Отечественной войны (1941-1945 ). В 1922 году в конный завод переводятся жеребцы рысистых и тяжеловозных пород из госконюшен Прибалтики. Тогда же было организовано межзаводское трендепо для рысистого молодняка, которое просуществовало только год. С 1923 года началось комплектование завода орловскими рысаками за счёт других заводов. В пероиод с 1924 по 1935 года конный завод в своих отделениях Соха и Ромоданово имел, так называемые, плем.упряжные отделения, комплектовавшимися за счёт кобыл. поступивших из транспортных организаций г. Москвы. Жеребцы поступали из Рязанской госконюшни. В 1941-1945г.г. конский состав сильно пострадал и на 1 января 1943 года числилось всего 43 головы. В послевоенные годы завод в течении 12 лет работал с советскими тяжеловозами. В связи с растущим спросом на спортивных лошадей в 1961 году Старожиловский коный завод меняет направление на верховое. производящий состав комплектуется жеребцами и кобылами тракененской породы, выранжированными из конного завода им. Кирова и купленными в конных заводах Польши. Лошади рысистых и тяжеловозных пород частично передаются в другие хозяйства, а большая часть реализуется. В 1963 году из Венгрии поступил 24 головы породы Фуриозо-Норт-Стар, которые в 1965 году были переданы в Малкинский, а затем в Новоставропольский конные заводы. Период работы с лошадьми тракененской порды можнор считать удачным. Поголовье лошадей выросло с 39 голов в 1961 году до 300 голов в 1977. Причём племенная работа была орентирована на чистопородное разведение лошадей трнакененской породы (как известно лошади завезённые из конных заводов Польши были не чистопородными). Разведение шло по основным тракененским линиям: Дампфросса, Пифагораза, Астора, Арарада, Купферхамера, Хипериона, Темпельхютера. В 1977 году по распоряжению Всероссийского объединения конных заводов лучшая часть отселекционированного поговья, а именно, 3 основных жеребца-производителя и 45 племенных кобыл были переданы в Калининградский конный завод, где впоследствии были рассеяны по конным заводам и конефермам Латвии и Литвы. В том же 1977 году, осенью из Починковского конного завода было передано 1 жеребец-производитель и 27 тракененских маток, в основном великопольского-тракененского направления. Во Всероссийском объединении конных заводов вынашивались различные планы дальнейшего направления коннго завода. Тогдашнее положение дел в хозяйстве нельзя было назвать блестящими. Конный завод испытывал трудности как в грубых, так и в концентрированных кормах. Вносилисьпредложения о сокращении существующего поговья лошадей и завозе сюда лошадей породы Фуриозо-Норд-Стар. В 1978 году по инициативе кафедры коневодства ТСХА, поддержанной Всероссийким объединением конных заводов, было решено на базе конного завода воссоздать русскую верховую породу в реестсуществующий ныне пород. В течении 20 лет велась работа по воссозданию этой породы. В 1998г.порода была внесна в реестр существующих пород. За это время было выращено много классных лошадей. Среди них- Барин и Диксон- призёры Олимпиад в Сеуле и Барселоне. Диксон-неоднократный победитель и призёр Международных соревнований, победитель этапов Кубка Мира. Хороших результатов добились спортсмены Нижегородской и Ярославской конно-спортивных школ на жеребцах Кипр, Кисет, Кубарь, Импровизатор, Гепард, Индор, Раздор. На сегодняшний день конный завод-крупное многоотраслевое хозяйство. Автор статьи Фролов Владимир Константинович, начкон Старожиловского конного завода.