В середине 19 в. в
нескольких километрах от села Старожилово проходило строительство одного
из участков рязанско-Козловской железной дороги. Строительством этой
дороги ведали богатейшие предприниматели-концессионоеры того времени Фон
Мекк и Фон Дервиз. Павлу Григорьевичу Дервизу видно уж по душе пришлись
живописные места по берегам Истьи, что он приобрел у помещицы Орловой
более трех десятин земли. После смерти Дервиза-старшего это имение
перешло к его младшему сыну Павлу Павловичу, который и развернул в
начале 90-х годов 19 в. здесь строительство конного завода. П.П. Дервиз
был образованнейшим человеком своего времени; серьезно увлекаясь
музыкой, он ставил у себя в имении сложные оперные спектакли. Но в
Старожилове основным стало другое увлечение Дервиза - лошади. По проекту
и при непосредственном участии Шехтеля, на высоком берегу реки Истья
был возведен замечательный комплекс из 12-ти жилых, коннезаводческих и
хозяйственных построек, поражающий и сейчас своим размахом и красотой.
Непередаваемое впечатление производит на всех, случайно попавших в
нашу рязанскую глубинку, здание манежа, занимающее центральное место в
старожиловском ансамбле. Не такой великолепный дворец, как в Каргашине (но в отличие от последнего пока еще "живой"), но все же грандиозное сооружение.
Весь комплекс был сооружен в модном в то
время национально-средневековом духе с элементами псевдоготики. Свободно
использованы формы, заимствованные из древне-русского зодчества -
зубцы, декоративные столбики, ширинки.
Композиция манежа традиционна: от основного объема под прямыми углами
отходят крылья, которые завершаются двухэтажными блоками, перекрытыми
высокими кровлями. Одна из крыш готова рухнуть в любой момент, так как
несущая балка разрушена.
Некогда слава о старожиловских лошадях шла
по всей России. На ярамарке в Нижнем Новгороде кобыла Франтиха с
дочерьми Фриной и Надеждой были премированы большой золотой медалью. В
настоящее время завод специализируется по двум направлениям - племенное
коневодство и молочное скотоводство.
Ходят слухи о негласном указе о полной
распродаже поголовья лошадей. Впрочем, количество фургонов, постоянно
прибывающее и убывающее, является более чем очевидным подтверждением
этих слухов.
Подкова на счастье. Двуглавый впечатлил особенно))
Это один из углов, большой тамбур при входе в манеж. Обычно, именно из него подают лошадей на шпрингартен. С лошадиной головой вообще отдельная история... как нибудь расскажу.
"Впрочем, количество фургонов, постоянно прибывающее и убывающее, является более чем очевидным подтверждением этих слухов." Надо сказать,тут автор не прав! Это цирковые фуры и в них Тамерлан Нугзаров привозил на отдых своих цирковых лошадей,многие из которых родом из Старожиловского завода. Но в остальном...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]